Кризис и нестабильность на мировом валютном рынке заставили страны задуматься о необходимости фиксации рисков валютных колебаний в паре доллар/евро и перенести опыт расчетов в национальных валютах за рамки приграничной торговли. В течение 2010 г. стороны активно обсуждали вопрос об установлении прямой котировки рубль/юань, в итоге достигнув решения проводить торги в валютной паре параллельно на двух площадках – Шанхайском межбанковском валютном рынке и Московской межбанковской валютной бирже. В октябре первые торги были проведены в Шанхае, в декабре пришла очередь Москвы. Однако после первоначального ажиотажа спрос на национальные валюты упал. К примеру, на ММВБ сейчас ежедневно совершается сделок не более чем на 10 млн рублей. Да и сами китайские контрагенты не спешат выставлять счета в юанях: им выгоднее торговать в долларах, так как появляется возможность увеличивать стоимость товара при операциях конвертирования. Кроме того, в Китае есть практика сознательного завышения стоимости экспортируемых товаров с целью возврата НДС. Прозрачная система курсообразования лишит китайских производителей этого дополнительного заработка.
Такие разные
“Рубль и юань похожи друг на друга словно инь и ян – одинаковые и абсолютно различные одновременно”, – отметил начальник отдела денежных рынков Первого республиканского банка Игорь Шибанов. И рубль, и юань – валюты развивающихся экономик, балансирующие между внутренним и внешним спросом. Обе страдают от того, что рынок постоянно толкает котировки национальных валют вверх, снижая конкурентоспособность произведенных на территории двух стран товаров. Общеизвестно, что курс рубля напрямую коррелирует с ценами на сырье, и отечественный Центробанк периодически вынужден выходить на торги, абсорбируя излишнее предложение нефтедолларов на рынке. Юань также подталкивают вверх избыток горячего инвестиционного капитала плюс грандиозные объемы иностранной валюты, поступающие в экспортно-ориентированную китайскую экономику, говорит аналитик. Центробанк РФ и Народный банк Китая одинаково защищают национальные валюты от излишнего укрепления. Но делают они это своими методами. Так, ЦБ РФ стремится удержать курс рубля в рамках определенного коридора. Как только курс подходит к указанным границам, монетарные власти тут же выходят на рынок с интервенциями. Народный банк Китая поступает более директивно: он устанавливает жесткий курс юаня, не позволяя ему отклоняться от заданного более чем на 0,2%. Однако под напором США, которые утверждают, что Пекин искусственно занижает курс национальной валюты для увеличения сальдо внешнеторгового баланса, Китай вынужден был несколько “ослабить поводок” и позволить юаню укрепиться, но только на 2,5%. (Напомним, что Вашингтон требовал ревальвировать китайскую валюту не менее чем на 20%.)
“Весь мир сидит на “долларовой игле”. Здесь больше работает привычка. Но все расчеты внутри Китая идут в юанях. Заводы отгружают за юани. Магазины торгуют за юани. Доллар внутри Китая не работает”, – отмечает исполнительный директор Таможенного представителя ООО “Вента” Николай Чернецовский. И только специальные импортно-экспортные компании или большие предприятия с соответствующей лицензией могут конвертировать юань в доллар и заниматься внешнеэкономическими операциями. Китайский валютный рынок максимально зарегулирован, и операторы должны выполнить массу регламентов, чтобы конвертировать юани в доллары и обратно. Прямое конвертирование юаня допускается лишь при инвестициях в Китай со стороны нерезидентов, а также при операциях с ценными бумагами китайских эмитентов. В этом смысле у рубля “свободы” значительно больше: он конвертируется в любую иностранную валюту внутри страны, но хождения за ее пределами, в отличие от того же доллара или евро, не имеет. Вот такое получается единство и борьба противоположностей: рубль и юань одновременно очень похожи и в то же время совершенно разные.
Низкий старт Тень из прошлого |
Спрос на минимуме
Торжественная церемония запуска торгов валютной парой юань/рубль на ММВБ состоялась 15 декабря 2010 г. “ММВБ стала первым организованным рынком юаня за пределами Китая”, – рассказал представитель биржи. На первоначальном этапе торги проводятся только с ежедневным определением курса, фьючерсов на эту валютную пару пока на рынке нет. Торги длятся всего час: с 10:00 до 11:00 по московскому времени. “По итогам первого торгового дня (15 декабря прошлого года. – Прим. ред.) было заключено 29 сделок общим объемом 4,915 млн юаней (22,778 млн рублей). Средневзвешенный курс составил 46,3445 рубля за 10 юаней”, – рассказал представитель биржи. Первая сделка объемом 168 000 юаней была заключена Торгово-промышленным банком Китая (ICBC). На данный момент 55 кредитных организаций открыли счета в китайской валюте для участия в торгах. Однако после первых дней ажиотажа на бирже по поводу появления нового инструмента оптимизма у участников немного поубавилось. Курс юаня снизился, а объемы торгов, по данным ММВБ, не превышают 10 млн рублей в день. Эксперты объясняют такую динамику тем, что стороны пока не готовы отказываться от привычного доллара во взаиморасчетах. “Конечно, это немного, и цифры не впечатляют. Но нельзя забывать, что торговля в рублях и юанях делает только первые шаги, а они, как всегда, самые трудные”, – комментирует не слишком активный переход на расчеты в национальных валютах торгпред России в Китае Сергей Цыплаков.
Тем не менее, крупные российские компании, обеспечивающие поставку сырья в Китай, уже заявили о своем интересе к юаню. Так, заместитель председателя правления Газпрома Андрей Круглов заявил, что уже в самое ближайшее время холдинг намерен взять заем в китайской национальной валюте. Первым среди российских эмитентов на рынке евробондов в китайских юанях стал банк ВТБ, который в декабре разместил трехлетние бумаги на 1 млрд китайских юаней (чуть более $150 млн). Доходность выпуска составила 2,95% годовых. В середине февраля о намерении одолжить клиентам финансовые средства в юанях заявила компания “Русал”, акции которой можно приобрести на Гонконгской бирже. По словам директора по рынкам капитала “Русала” Олега Мухамедшина, его компания также намерена разместить облигации в юанях примерно на 1 млрд Российские банки один за другим объявляют об открытии корреспондентских счетов в китайской национальной валюте. В январе об этом объявил “Зернобанк”, а в феврале – банк “Кедр”. “Корреспондентский счет открыт в связи с ростом интереса корпоративных клиентов “Зернобанка” к использованию юаней при расчетах по внешнеторговым контрактам с китайскими контрагентами. Приобретение юаней осуществляется по заявке клиента через удаленное рабочее место на ММВБ”, – пояснили в “Зернобанке”.
Дисконт от 2%
Однако, несмотря на такую активность крупных российских компаний, малый и средний бизнес пока не оценили новых возможностей. Первую пробную сделку в декабре 2010 г. провел “Спортмастер”. Управляющий делами ГК “Спортмастер” Сергей Агибалов заявил, что для его компании проведение расчетов с китайскими поставщиками в юанях, а не в долларах США позволит удешевить поставки на 2–4%. Готовность перейти на национальные валюты со своими партнерами высказал и генеральный директор ГК “Обувь России” Антон Титов. “Ни нам, ни китайцам доллары не нужны в принципе. Поэтому возможность рассчитываться с производителями, заключать контракты и определять цены в юанях, минуя доллар, для российской стороны является большим сдвигом”, – сказал Титов. Кстати, как подчеркивает представитель ВТБ в Китае Борис Абрамов, прямая экономия, которая появится благодаря возможности расчетов между российскими и китайскими контрагентами в национальных валютах, не главное. “Гораздо больший эффект возникает из-за разницы курсовых движений валют. Юань устойчиво ревальвируется на 5–7% и более в год. Российский экспортер, заключающий юаневый контракт в январе, а оплату получающий в декабре, в рублевом эквиваленте получит эти самые 5–7% дополнительной курсовой прибыли”, – объясняет Абрамов.
Несмотря на всю очевидность выгоды перехода на национальные валюты, в массе своей российские компании пока не стремятся к этому и в основном категорически отказываются даже разговаривать на эту тему.
“Мы не думаем, что в ближайшие два–три года произойдет существенный рост числа сделок в рублях и юанях и уменьшится доля доллара США при взаиморасчетах”, – считает начальник Управления развития международного бизнеса РосЕвроБанка Александр Архипов. Это, по его словам, связано с тем, что юань является неконвертируемой валютой, оборот которой и, самое главное, обменный курс жестко регулируются государством. Несмотря на увеличение количества китайских предприятий, которым разрешено использовать юань в международной торговле, торговля в юанях не получила массового распространения в КНР и дальнейший ее рост напрямую зависит от монетарной политики властей КНР (на сегодня установлены жесткие правила валютного регулирования: вся валютная выручка китайских предприятий должна быть продана государству), юани в международных расчетах разрешено использовать только для обслуживания конкретных сделок (невозможно свободно покупать и распоряжаться юанями). Если власти КНР постепенно отпустят курс юаня, то китайские предприятия будут по-прежнему заинтересованы в получении долларов США из-за рубежа.
Выгодная конвертация
Есть и еще ряд причин, удерживающих участников ВЭД от перехода на национальные валюты во взаимных расчетах. В частности, китайским предпринимателям выставление счетов в юанях позволяет получать дополнительную прибыль. “Возможно, не все китайские поставщики будут готовы перейти сразу на расчеты в юанях, т. к. это выбьет у них из рук один из аргументов, которым они оперируют при переговорах по ценам, – курс юаня и доллара, используемый всегда в свою пользу, в какую бы сторону ни колебался обменный курс”, – делится своим опытом Иван Кургин, исполнительный директор консалтинговой компании Infoмах, специализирующейся на поставках из Китая. “Нежелание китайских продавцов заключать такие контракты связано с тем, что в КНР есть практика сознательного завышения стоимости экспортируемых товаров с целью возврата НДС. Применяя прозрачную схему, они не смогут завышать стоимость при экспорте”, – добавляет исполнительный директор Таможенного представителя ООО “Вента” Николай Чернецовский. “В числе субъективных сложностей (мешающих перейти на взаиморасчеты в нац. валютах. – Прим. ред.) можно упомянуть, во-первых, неразвитость российско-китайской финансовой инфраструктуры. Достаточно сказать, что в настоящее время в Китае действует единственный филиал российского банка – ВТБ, а в России – два филиала китайских банков (Банка Китая и Торгово-промышленного банка). – рассуждает Сергей Цыплаков. – Во-вторых, предприятия двух стран просто привыкли использовать т. н. СКВ (свободно конвертируемые валюты, – Прим. ред.) и будут переходить на иные формы расчетов только в том случае, если увидят реальную выгоду от этого”.
Произойдет ли увеличение доли расчетов в рублях и юанях зависит от макроэкономических условий и политики китайских властей, – полагает начальник Управления развития международного бизнеса РосЕвроБанка Александр Архипов. Никто в мире не может пока отказаться от использования доллара (или евро). Даже если сам доллар будет отсутствовать в торговых отношениях между Китаем и Россией – как сейчас зачастую происходит в приграничных районах с Китаем, – это не будет означать “избавления от доллара”, – констатирует начальник отдела денежных рынков Первого республиканского банка Игорь Шибанов. Дело в том, что курс CNY.RUB все равно рассчитывается через курс USD.RUB и USD.CNY. Чтобы получить курс юань/рубль необходимо значение доллар/рубль поделить на значение юань/рубль. Таким образом, курс CNY.RUB является не более чем пересчетным кросс-курсом и зависит от движений рубля и юаня против доллара. Чтобы изменить существующий порядок вещей, обе валюты, и юань и рубль, должны получить на мировом валютном рынке вес, сопоставимый хотя бы с весом швейцарского франка, японской йены или фунта стерлингов. “До подобных кондиций и России и Китаю пока далеко. И прямая торговля на ММВБ рубля за юань тут пока ничего не меняет”, – резюмирует эксперт Первого республиканского банка. “Немаловажный фактор – и доверие контрагентов к валюте партнера, – добавляет представитель ВТБ Борис Абрамов. – Китайские бизнесмены в силу исторических причин с опаской относятся к рублю. Чем стабильнее будет экономическая ситуация в России, тем быстрее восстановится доверие к нашей национальной валюте”.
Все без исключения опрошенные эксперты признали, что на полноценный переход взаимной торговли между Россией и Китаем потребуется не менее двух–трех лет.
Источник: http://www.chinapro.ru