Подобный подход к делу со стороны стран ЕС выглядит вполне адекватно, особенно на фоне 30-процентного роста товарооборота, который уже достигает 400 млрд евро. Плюс ко всему, китайское руководство периодически дает понять, что сотрудничество с Европой для КНР имеет высокий приоритет. На этом основании Поднебесная готова помочь Европейскому Союзу преодолеть кризисные явления.
Инвестиции без условий реформирования
При этом механизм помощи Европе довольно показателен и во многом отражает поведенческий стиль китайского подхода к делу – у ослабленных стран покупать геополитические ресурсы, у имеющих экономическую силу – возможности. В качестве показательного примера можно привести пару кардинально отличающихся друг от друга стран Греция-Германия, с каждой из которых у Китая сложилась индивидуальная система взаимоотношений.
Греческий пример сотрудничества с Поднебесной дал наблюдателям основания утверждать, что Китай забирает Европу за долги. Правда, слово “забирать” здесь не слишком уместно и скорее призвано драматизировать ситуацию. А фактически все выглядит куда более гуманно – Китай подошел к проблемам преддефолтной Греции, как говорится, по-человечески, причем, довольно уверенно. “Когда у Греции проблемы, Китай готов предоставить любую возможную помощь”, – сказал премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао на совместной пресс-конференции с греческим коллегой Йоргосом Папандреу. “Китай готов предпринимать “организованные действия”: в частности, продолжать скупку облигаций тех европейских стран, которые в наибольшей степени пострадали от кризиса”, – вторил ему вице-премьер КНР Ван Цишань на открытии третьей встречи Китая и ЕС по вопросам экономического и торгового диалога. И, кстати, ни слова о необходимости каких-либо экономических преобразований в самой Греции. Хотя и точных цифр объемов покупки долговых обязательств кризисных европейских стран китайцы не сообщали.
Но, все равно, по сравнению с ЕС и МВФ Поднебесная в своей помощи выглядела как спустившийся с небес ангел-спаситель. Те же, еще в мае прошлого года, согласовав предоставление Греции помощь в размере 110 млрд евро, перед переводом очередного транша в 12 млрд евро стали выдвигать требования резко сократить расходы и провести приватизацию. То есть, по факту диктовались условия, при выполнении которых Греция в принципе не сможет вылезти из долговой удавки никогда.
Интересный момент, Россия, в лице помощника Президента Аркадия Дворковича заявила, что не планирует приобретать долговые обязательства Греции, увязывая это с серьезными рисками. Но китайцев, традиционно недоверчивых в вопросах ведения бизнеса, особенно если это связано с коммерческим риском, на этот раз проблемы особо не волнуют. Дело в том, что на кону греческие стратегические объекты инфраструктуры. Их потенциал и стремится получить Поднебесная, выстраивая свои отношения с Грецией, судовладельцы которой контролируют самый крупный торговый флот в мире, тоннаж которого превышает 20% мирового объема.
Для Китая приобретение подобных ресурсов стоит больше, чем деньги и коммерческие риски. Четко следуя такой линии поведения еще в 2009 г. крупнейший грузоперевозчик Поднебесной и второй в мире компания COSCO за 3,5 млрд евро получила в концессию на 35 лет часть портовых мощностей греческого порта Пирей, где теперь строит два контейнерных терминала. А заодно ведет переговоры по проектам развития портов Пирея, Салоники, Волос, строительству железной дороги и покупки судоверфей и участие в судоходных компаниях. Также известно, что Китай готов создать специальный фонд в 6 млрд евро, предназначенный для оказания помощи греческим судоходным компаниям. Все это прекрасно ложится на китайскую морскую логистику, дело в том, что основной объем поставок своих товаров КНР переправляет морским транспортом. То есть, понятно, что он обеспечивает себе, помогая Греции – стабильный транспортный коридор в ЕС.
С сильными разговор на равных
Другой сценарий взаимоотношений Китай строит с Германией, масштабы взаимного обмена с которой гораздо более существенные, чем с любой другой страной ЕС. По сообщениям Deutsche Welle, в числе направлений сотрудничества сфера банковского надзора, наука, технологии. Все это обсуждалось во время июньского европейского турне Вэня Цзябао, завершившегося в ФРГ подписанием контрактов на общую сумму более $ 15 млрд.
Для Германии Китай также чрезвычайно ценный партнер. По сути, Поднебесная – это самая важная площадка немецкой экономики за пределами ФРГ. Здесь весьма успешно работают более 5000 предприятий с немецким капиталом. А прибыль, получаемая от них, вновь и вновь реинвестируется в китайскую экономику. Отсюда столь закамуфлированный показатель прямых немецких инвестиций в КНР – менее 1% от общего объема в $ 106 млрд. Кстати, объем товарооборота лидеры двух стран, премьер КНР Вэнь Цзябао и канцлер Германии Ангела Меркель, в ближайшие пять лет собрались удвоить.
И здесь вполне уместно говорить о новых экономических областях. К примеру, китайское правительство крайне заинтересовано, чтобы немецкие предприятия участвовали в структурных изменениях, проходящих в Поднебесной, где к 2015 г. предусматривается переход к производству товаров и услуг с большой добавленной стоимостью. Это возобновляемые источники электроэнергии, энергоэффективное строительство, защита окружающей среды, эффективное использование водных ресурсов и переработка отходов. Но именно в таких направлениях сильна немецкая сторона. Кроме того, Китай близок с Германией в том, что касается торгового профицита. Короче говоря, две страны оказались очень близкими в плане экономики и не только.
Показательным в данной ситуации можно считать поведение китайских представителей во время контактов в Германии. Как писала на этот счет немецкая газета Der Spiegel, китайская сторона вела себя более чем скромно, позиционируя КНР в качестве развивающейся страны. “На самом деле Германия намного сильнее, чем Китай”, – подчеркнул на мероприятии с участием немецких предпринимателей китайский дипломат Ли Няньпин, явно опровергая немецкие СМИ, называющие Поднебесную сверхдержавой.
Однако не стоит при этом уличать китайцев в искусственном подобострастии. Просто у них к крови оказывать уважение своим партнерам, особенно если те приглашают провести переговоры у себя, в чисто деловом стиле. Китайцы прекрасно понимают, если партнер тратит для проведения переговоров большие ресурсы, это само собой подразумевает серьезный настрой и серьезные перспективы. Поэтому здесь не место демонстрации и без того известного потенциала.
Таким образом, известная разница в подходах китайцев к сильному и слабому партнеру со всей отчетливостью демонстрируется в случае Греции и Германии. Но и в первом, и во втором варианте, не смотря на эмоции и желание представить себя в лучшем виде, китайцы в основном демонстрировали деньги, с помощью которых у ослабленных стран приобретаются геополитические ресурсы, у имеющих экономическую силу – возможности.
Ради своих интересов стоит немного переплатить
Тема денег фактически не сходила с газетных полос во время июньского европейского турне китайской делегации в ЕС. Но особенно западные СМИ волновались из-за “огромных” валютных резервов Поднебесной, которые вроде как нужно пускать в ход, чтобы не растерять вместе со снижением возможностей доллара. А куда их, деньги, еще девать, если не покупать деноминированные в евро облигации? Это и есть самое, что ни на есть вынужденное решение Китая, делает вывод Financial News, видимо имея в виду скромное желание китайцев позиционировать свою страну, как развивающуюся. Мол, у второго эшелона нет иного выбора, чем поддержка лидеров.
Но такие выводы больше отдают политиканством, а в реальном измерении все выглядит проще. Дело в том, что китайской экономике выгодна дорожающая европейская валюта. За нее-то в среднесрочной перспективе и будет бороться Поднебесная, потому что только она делает продукцию Китая более дешевой, а значит и конкурентоспособной.
Среди способов такой борьбы наиболее эффективными можно считать увеличение прямых инвестиций в Европу и скупку облигаций. Это, в конечном итоге, дает возможность получить более широкий доступ к европейскому рынку. Ну, а его насыщение будет происходить благодаря значительно упрощенному варианту поставок, например, с использованием греческого морского “коридора”.
Источник: http://www.chinapro.ru