Три условия, три составные части
Обычно говорят, что завоевать рынок, задача гораздо менее сложная, чем этот рынок удержать. Однако при этом отчего-то забывают одно существенное условие чистоты эксперимента – рынок должен быть рынком, а не пространством, где строго блюдутся три основных условия: полуразрушенное производство, нынешние хозяева которого спекулируют на проблемах и рассуждают лишь о 100-процентной помощи государства; торговые сети в основном ориентированы на импорт; таможня ориентирована куда угодно, только не в сторону государства. Фактически в таком состоянии уже несколько лет находится все, что связано с российской легкой промышленностью, где торговым сетям крайне выгодно приобретать товар в Китае. Потребители от этого не очень сильно страдают, ведь цена на импорт зачастую ниже, а качество не всегда хуже. При этом заставить кого-то продавать продукцию отечественных предприятий крайне сложно, потому что не выгодно. В свою очередь предприятия отрасли в ряде случаев превратились в «свечные заводики для себя», которые еще нужно заставить искать инвестиции. Дело в том, что собственники не особо стараются делать свои вотчины привлекательными для частных инвестиций, им подавай государственные. В противном случае весьма популярен стон о тяжкой доле. Что касается таможни, здесь достаточно ограничиться словами российского премьера В. Путина: «Я помню, как несколько лет назад практически разогнал все руководство таможни. Ну и что? А каналы (поставок контрафакта) как работали, так и работают до сих пор». В результате в целом в объемах продаж легкой промышленности 47,9% составляют товары «теневого происхождения» или незаконно ввезенные на территорию России. Конечно же, винить во всех бедах влияние экономического кризиса и потоки контрафакта не следует. Отрасль переживает критическое состояние уже не один год и за это время, прежде всего, безграмотные действия менеджмента привели значительную часть предприятий к полному краху. Таким образом, все три условия, не дающие российскому рынку легкой промышленности быть рынком на лицо.
10 лет за компанию
Что касается текстильной отрасли России – наиболее показательной части легкой промышленности, то меры по ее спасению были предложены в конце ноября прошлого года на экономическом форуме «Золотое кольцо» в Иванове. По мнению участников форума, ими должны стать создание современных производств, возможность долгосрочного кредитования, закупка новейших технологий, обеспечивающих конкурентоспособность, а также непримиримая борьба с подпольными производствами. И все бы ничего, только при всех цифрах и обещаниях, срок, к которому планируется воссоздать так называемый текстильный кластер, странно совпадает с прогнозами и ориентирами целой серии докладов и программ, приуроченных к 2020 г. Среди них: программа «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.», утвержденная еще в 2003-м; прогноз «Россия и новые независимые государства Евразии в 2020 г.», проведенный в Будапеште в апреле 2004 г. Национальным Советом по разведке (НСР) США; «Концепция социально-экономического развития страны до 2020 г.»; «Стратегия развития фармацевтической промышленности. Российской Федерации до 2020 г.»; план, изложенный президентом России В. Путиным 8 февраля 2008 г., согласно которому Россия должна стать привлекательной для жизни страной и другие. Здесь вполне резонно спросить, почему именно 2020-й? Уж не потому ли, что за компанию проще? Да и проблемы в толпе легче прятать. Если что не так – с малого спрос небольшой. Хотя трудно сказать, мало или много – 155 млрд руб., определенных государством в качестве помощи легкой промышленности? Главное, как отчитываться за них.
Между прочим, российская легкая промышленность реально может существовать, используя возможности внутреннего рынка. Об этом говорит тот факт, что в Иванове спасение текстильной промышленности власти региона видят в создании профильного сектора, объединяющего Ивановскую область и Ханты-Мансийский автономный округ как поставщика сырья для производства синтетических нитей. Единственная оговорка – отрасль существовать может, но не сейчас. Когда в апреле сразу несколько крупных российских производителей обуви обратились в правительство с просьбой повысить ввозные пошлины на зарубежную обувь, чтобы лишить конкурентов главного преимущества – низкой цены, эксперты тут же задали вопрос «в лоб»: Кто при этом обует страну без поставок из Поднебесной, которые занимают 90 % рынка?
У каждого своя котомка
О том, с каким багажом легкая промышленность России подошла к старту предполагаемого победного шествия в сторону окончательного становления, можно было судить по XXXI федеральной оптовой ярмарке товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности «Текстильлегпром», завершившейся 3 июня. Отрасль не досчиталась многих предприятий. В пику к этому в глаза бросалось обилие иностранных экспонентов, в основном из стран Юго-Восточной Азии, интерес к которым активно проявляли отечественные продавцы, которых кроме всего прочего особенно не интересовал вопрос, куда делись ивановские предприятия и почему традиционные места ивановцев на выставке теперь занимают стенды китайских предприятий. Что же произошло?
Ответ на вопрос лежит на поверхности – кризис времен развала СССР. В результате 90-е, чтобы не дать окончательно умереть своей промышленности, Россия вынуждена была идти на бартер, меняя у Китая высокотехнологичное оборудование, в том числе военного назначения на обычные «шмотки». Затем все это с большой скидкой продавались на российском рынке, подрывая финансовое положение российских производителей аналогичной продукции.
Уже в 2002 г. объем экспорта продукции легкой промышленности Китая составлял около $90 млрд., что равнялось трети от общего объема экспорта страны. К тому времени это составляло главную статью экспорта Китая, который тогда же постоянно активизировал свою деятельность по освоению рынков России, Индии, Среднего Востока, Африки и Латинской Америки, с тем, чтобы годовой объем экспорта достиг $93,5 млрд.
К слову, даже сегодня, когда по причине кризиса «большой скачек» в российско-китайской торговле отошел на второй план в России продолжается переориентация на китайский импорт. А китайцы вполне уверены в радужных перспективах поставок своей продукции легкой промышленности в Россию. Так, вице-председатель Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая, член Китайской ассоциации текстильной промышленности Ван Тьянкай ничуть не сомневается, что в нынешнем году экспорт китайской одежды в Россию возрастет как минимум на 8%. Правда, для этого китайским производителям придется переориентироваться на выпуск более дешевой продукции, считает эксперт.
При этом стоит обратить внимание на то, что в легкой промышленности Поднебесной в течение ближайших лет планируется создать 3 млн новых рабочих мест. И хотя Госсовет Китая объясняет это усилением внутреннего спроса, все равно такое положение дел не сильно успокаивает, так как общий объем экспорта продукции легкой промышленности достиг $309,2 млрд. Напомним, в 2002 г. – $90 млрд., в 2009 г. – $309,2. То есть, за семь лет более, чем втрое.
Проблемы ясны. Что дальше?
С такими диспропорциями в реальном секторе «завести» российскую легкую промышленность будет чрезвычайно сложно. Дело в том, что, несмотря на существующие отрицательные стороны в расширяющихся торгово-экономических связях с Китаем, маловероятно, что в ближайшем будущем Россия будет рассматривать торговлю со своим соседом убыточной. А, следовательно, о каких-то серьезных подвижках в русле просьб российских «легких» промышленников об ограничении импорта из Поднебесной говорить не приходится. Также очевидно, что нет особых оснований надеяться на взрывной рост российского производства тканей, одежды и всего остального, что относится к легкой промышленности – слишком устойчивым кажется состояние нынешних «свечных заводиков», не подпускающих к себе никого, кроме государства с его заказами. И последнее – контрафакт и коррупция. Здесь также пока без особых перемен.
Казалось бы, ступор, это наиболее объективная характеристика нынешнего состояния дел, связанного с российской легкой промышленностью и Китаем. В самом деле, ограничивать импорт в Россию из Китая – смелое и не слишком эффективное решение, сродни размахиванию шашкой в чистом поле. Надеяться на взрывной характер роста российской легкой промышленности также не получается – все распланировано до 2020 г. По факту, если не выходить за рамки общепринятого коридора мероприятий, остается лишь активно бороться с контрафактом. Это, конечно, прекрасно, но мало и не даст ощутимого толчка развития отечественной промышленности. Вместе с тем, стоит обратить внимание на заинтересованность китайской стороны в распространении уже своих, китайского образца, технологий, а также активном продвижении российской продукции на своей территории. Что это, жест доброй воли, или желание выйти на другой, более высокий уровень взаимоотношений? По большому счету не важно. Главное, что Китай демонстрирует такое стремление. Причем, демонстрирует на очень высоком уровне и уже довольно давно, чтобы понять – это не политическая разводка.
За китайцами не спрячешься, с ними лучше работать
Практические шаги в этом направлении станут очевидны 16 июня в московском Центре международной торговли, где в рамках визита в Российскую Федерацию председателя Китайской народной республики Ху Цзиньтао состоится торгово-экономический форум. По приглашению Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества в работе форума примет участие делегация Республики Северная Осетия-Алания. Известно, что в ходе форума будет подписано рамочное соглашение о создании в республике Китайско-российской зоны легкой промышленности, а уже 19 июня Северную Осетию с официальным визитом посетит делегация из провинции Сычуань.
В самом деле, почему бы не обратиться к китайцам за технологиями для российской текстильной промышленности? Дело в том, что институты России, которые должны проводить научно-исследовательскую деятельность в целях разработки образцов инновационного текстиля для их последующего внедрения в производство, сейчас «на нуле». В свое время они, как и многие другие прикладные научные заведения располагались в центре Москвы: на Шаболовке, на Ленинском проспекте. Однако все их площади давным-давно скуплены. Так что в поддержке китайцами нет ничего зазорного. Мало того, они, сами прошедшие такой же дорогой, могут быть весьма и весьма полезными для становления российской легкой промышленности. Глядишь, при сотрудничестве с ними воссоздать так называемый текстильный кластер России удастся гораздо раньше, чем к 2020 г., да и отчитываться об освоении выделяемых государством средств на это дело будет проще. Ведь китайцев хоть и много, только за ними особо-то не спрячешься, если речь зайдет о том, как скрыть свой промахи и, не дай бог, непрофессионализм.
Источник: http://www.chinapro.ru