Древние китайцы верили, что мир разделен на пять составляющих: Землю, Огонь, Воду, Металл и Дерево. И для каждого элемента был характерен свой цвет и свое животное.
Землю, основа всего, символизировал желтый цвет. Животное – это золотая обезьяна.
Огонь – естественно был красным и повелевал им Феникс, мистическая птица.
Вода – это черный цвет, символизирующий женское начало Инь, которое постоянно течет и изменяется. Его символ – черная черепаха.
Металл – белый цвет, исключительно мужское начало Янь. Мужчина должен быть решителен и бесстрашен, как белый тигр.
Дерево – естественно зеленый цвет, его артефакт – Дракон. Один из самых любимых персонажей китайцев.
Все стихии были неразрывно связаны друг с другом, они дополняли друг друга и соперничали между собой. Поиск гармоничного существования различный стихий – это основа учения фэн-шуй. Эти стихии присутствуют не только во внешнем мире, но и внутри человека, отражают его эмоции и желания. Поэтому именно символизм цвета играет такую огромную роль в китайской культуре.
Понимание символики смысла, открывает другую сторону китайского национального театра, все действия, происходящие на сцене, становятся понятны без слов. Если перед вами человек в желтой одежде с мягкой улыбкой на маске – это однозначно император. Желтый цвет – это цвет мудрости и богатства. Древние китайцы верили, что он стимулирует умственную энергию и счастье. Желтые хризантемы, подаренные китайцу – это пожелания счастья и благополучия в доме и семье. Желтый – цвет популярный в Поднебесной, это цвет солнца, мироздания и плодородия.
Если же на сцену вышла маска в абрикосовом наряде – то перед вами наследный принц или же прекрасная принцесса. Если персонаж щеголяет в коричневом – то это советник, если в красном – то князь. Ну, а если актер выходит в черном, то тут и гадать нечего – перед вами злодей, однозначно.
Даже то, как загримированы актеры имеет значение. Основные цвета грима — это красный, фиолетовый, белый, желтый, черный, синий, зеленый, розовый, серый, коричневый, золотой и серебряный. Используют и другие цвета, чтобы подчеркнуть основные. В Пекинской опере разработана целая система цветовых сигналов, по которым зритель определяет характер персонажа и драматургическую линию спектакля в целом. По цвету бороды (возможны четыре различных варианта –черная, с проседью, белая и красная) искушенный поклонник Пекинской оперы узнает возраст, характер, социальный статус и амплуа героя. Несимметричный рисунок – это принадлежность злодеев, положительный герой должен быть красив. Боги и добрые духи носят грим с золотом и сербром.
Символика цвета в Китае проявляется в обычаях, обрядах, живописи, керамике и архитектуре. К слову, даже ворота Пекина окрашены в разные цвета: северные — черные, восточные – зеленые, западные – белые, южные – красные. Кстати красный, наиболее противоречивый символ в китайской культуре. С одной стороны – он символизирует разрушение, гнев, злость, с другой – это символ богатства, благосостояния и радости. На праздниках даже струны на музыкальных инструментах были красными, а поздравления и пожелания должны были быть только на красной бумаге. Новорожденному в обязательном порядке повязывают на ручку красную ленточку, чтобы отпугнуть от него злых духов.
Черный цвет, в отличие от европейского понимания, это цвет денег, власти и перспективы. А вот белый, это траурный цвет. Его одевают исключительно в трагических случаях.
Собственно каждый цвет несет в себе глубочайший смысл и каждый китаец знает, как и когда можно применять и использовать эти цвета. Этому учат с детства, прививая не только любовь к искусству, но и развивая визуальное восприятие мира, чтобы видеть его во всем разнообразии.
Источник: http://www.chinapro.ru