Про границу было сказано не зря, потому что именно через нее вместе с качественной в Россию шло большое количество контрафактной продукции, именуемой игрушками. Это считается почти аксиомой, так как примерно лишь 40% китайских компаний этой отрасли имеют лицензию на производство. Ну, а данные прогнозов о предполагаемом объеме продаж китайского рынка игрушек в нынешнем году в размере почти $ 15 млрд только подтверждают существующие тенденции — китайской игрушке ничего не остается, как активно распространяться по всему миру, в том числе и в России. Пусть даже под западными брендами, составляющими 70% выпуска продукции.

Кстати, если сегодня зайти в магазины торговой сети «Детский мир», то можно обнаружить, что значительная часть прилавков заполнена именно китайскими игрушками, причем довольно высокого качества. В этой связи можно отметить, что среди больших оптовиков Поднебесная числится на первых позициях в списке поставщиков.

А что, в таком случае можно сказать о российских производителях игрушек? Да, в общем-то, ничего особенного. Дело в том, что их продукцию китайская игрушка вытесняет на протяжении всей истории новой России. Причем, этот процесс наряду с обычным ростом, имеет экстремальные всплески поставок, как ни странно, четко совпадающие с периодами российских экономических проблем, например, постперестроечным началом 90-х, либо дефолтом 1998 года. Именно в эти периоды Россию заполняли в основном по «серым» схемам и в основном откровенным контрафактом. При этом единственным сектором, где российские компании еще могли чувствовать себя уверенно и даже в определенной степени потеснить иностранцев, — это компьютерные игры.

Очевидно, что продолжением, а проще говоря, отложенной проблемой массовых вбросов китайских контрафактных игрушек, сработанных на нелегальных производствах и переправленных в Россию по «серым» схемам, становились скандалы, связанные с отсутствием качества продукции. Как пример, практически международный размах приобрела проблема поставок из Поднебесной не качественных игрушек в 2005-2007 гг. Тогда практически всем миром искали и изымали из продажи вредные для здоровья изделия, предназначенные детям. Между прочим, такой всплеск «популярности» китайской продукции вполне мог бы стать основанием для того, чтобы государство задумалось о целенаправленной поддержке отрасли, именуемой игрушечной. Но не обратило. В итоге около 200 российских предприятий, выпускающих игрушки, снова остались один на один с рынком. Здесь только и остается, что смотреть по сторонам, да вздыхать. Вот и в Индии есть своя правительственная программа по развитию отрасли. А в России в классификаторе по видам экономической деятельности игрушки занесены в графу «прочее», институтов, специализирующихся на игрушках, нет, существует только колледж в Сергиевом Посаде, один на всю страну и все. Поэтому все в том же, 2007 г. доля игрушек из Китая на российском рынке уже достигала 80%, в доля товаров отечественных производителей сократилась до 12% вместе с сокращением числа самих производств. Дошло до того, что в защиту отечесвенных производителей игрушек вступился глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. В качестве меры по ограничению поставок в Россию некачественных игрушек из-за рубежа он предлагал возродить индустрию массового производства детских игрушек в России.

Интересно отметить динамику импортного рынка игрушек и ее связь с мерами по снижению оптовых цен на них. При этом сетевые магазины только и делали, что нахваливали продажи китайских игрушек, а Россия становилась набирающим обороты рынком экспорта детских товаров из Поднебесной, производители и поставщики в основном занимались тем, что минимизировали и без того невероятно низкие цены на китайские игрушки. В этом стремлении компании шли на любые меры: от применения низкоквалифицированного труда, комплектующих и материалов неизвестного и сомнительного качества, до использования «серых» схем экспортных поставок. Основной причиной производства некачественной продукции стало множество небольших, неконтролируемых производств. Иногда сырье с большим содержанием свинца содержалось и в продукции флагманов китайских производителей игрушек Hutchison Harbour Ring, Wynnewood Toys, Jetta.

И, все же, пляски на костях когда-нибудь должны были, если не кончится, то значительно поубавиться. Так случилось в 2008 г., когда китайское правительство отозвало экспортные лицензии у более чем 600 производителей игрушек в стране. В результате большой проверки в Китае была создана новая система контроля за качеством, которая должна была гарантировать отсутствие серьезных проблем в будущем. Эти меры вкупе с мировым экономическим кризисом, почти на 47% снизили численность «игрушечных» предприятий Поднебесной по сравнению с 2007 г. Резонно предположить, что среди «погибших» в основном оказались производители продукции с минимумом качества. От китайцев не отставали и российские государственные органы, активно перекрывая каналы поставок контрафактной продукции. Например, в это время Южной оперативной таможней России был пресечен «серый» канал поставок игрушек. По данным следствия детские игрушки, произведенные в Китае, доставлялись в новороссийские порты, а оттуда через оптовые рынки попадали на прилавки магазинов Центрального и Южного федеральных округов. В этом случае цены на нелегальные китайские игрушки были настолько низкими, что позволяли оптовым покупателям извлекать из них шестикратную выгоду, естественно, минуя налоговое бремя.

Современное положение «игрушечного» производственного сектора в России не сильно отличается от того, что было пару лет назад. Вместе с тем наметился весьма знаковый тренд, в первую очередь связанный с внутрироссийскими изменениями промышленной политики. И хотя производство игрушек пока не стало отраслью, которую продвигает и поддерживает государство, в общей системе новых ценностей бизнес на производстве изделий для детей постепенно может занять более серьезное, чем сегодня положение. Как пример, производители детских товаров предложили работникам, уволенным с АвтоВАЗа 1000 рабочих мест на территории особой экономической зоны в Тольятти. Проект тольяттинской группы «Гранд тойз» по производству игр и игрушек уже включен в программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле». Между прочим, в Китае компания производит игрушки под марками «Затейники», Plush Apple, «Фабрика Деда Мороза» и т. д. (в 2008 г. — на $5 млн). По словам ведущих сотрудников фирмы, в тольяттинский технопарк «Гранд тойз» перенесет из Китая часть производства крупногабаритных мягких игрушек. Только на логистике это поможет сэкономить до 50% затрат.

Понятное дело, что подобными мерами бороться с китайскими игрушками попросту невозможно. Но, насколько понятно, такую задачу никто не ставит. Скорее перспектива тут видится в восстановлении определенных производственных секторов и диверсификация занятости населения, что чрезвычайно важно особенно для моногородов. И здесь может пригодиться опыт китайских производителей детских игрушек, который, вместе с частью производств вполне можно переместить на территорию России. В самом деле, отчего бы не взяться за то, что российский производитель реально может делать — выпускать высокотехнологичную игрушку? Тем более, что производственный опыт в моногородах еще сохранился, и китайцы кажется будут не прочь поучаствовать в благом деле.

Источник: http://www.chinapro.ru