Все больше российских кинопродюсеров с интересом начинают приглядываться к китайскому рынку. Не добрав «кассы» в российских кинотеатрах, они надеются окупить свои картины благодаря китайскому прокату. Есть несколько удачных примеров. Скажем, картина «Скалолазка и последний из седьмой колыбели». В Китае лента собрала $2,1 млн, в России при бюджете в $3,6 млн всего – $1 млн. По вашему, насколько оправданы надежды российских кинопродюсеров на китайский рынок?
Очень непростой вопрос. В 50-60-х ситуация на рынке китайского кино было однозначной: тогда на нашем рынке из иностранных были сплошь советские ленты. Совсем другая картина сейчас. Киноиндустрия в России до недавнего времени была заморожена. Я был в Москве на киностудии в 1996 г., ощущение, что ты попал в мертвое царство: не снимали никаких фильмов. Улучшение экономической обстановки в России, благоприятно сказалось на киноиндустрии. В ближайшие два года в мировой прокат вышли несколько достойных российских фильмов. Но не по размерам бюджетов, ни по спецэффектам, ни по уровню мастерства российское кино не дотягивает до американского. Но есть неплохие картины на уровне. В последние два года несколько российских компаний продали права на трансляцию своих фильмов в Китае нашим, отечественным, компаниям. Несколько российских картин с успехом были показаны в Китае. Кроме того примера, который привели вы, могу назвать «Код апокалипсиса», из более ранних – «Ночной дозор». Несколько фильмов выйдет в прокат выйдет в этом году. Какие – пока называть не буду.
Вообще обозначился позитивный тренд – каждый год в Китае показывают новые российские картины. И мы им очень рады. Российское кино – это особая новаторская манера отличная от американской, к примеру. Думаю, надежды российских кинопродюсеров на китайский рынок обоснованы.
У каких российских фильмов есть перспективы в Китае? Сможет ли российское кино конкурировать с американским?
Отвечу так: китайский кинорынок подразделяется на две большие группы – городских и сельских зрителей. Аудитория второй группы растет стремительными темпами, но их вкусы специфичны. Жители села предпочитают отечественное кино. Захватить такую аудиторию, на мой взгляд, российским кинематографистам будет сложно, впрочем, как и американцам. Нужно ориентироваться на город. Основная аудитория – 20-30-летняя молодежь. Вкусы этих китайских зрителей по большому счету такие же, как и во всем мире: они любят жизненное кино, комедии, боевики, мелодрамы. Их привлекают спецэффекты и экшн.
В китайском прокате сколько приходится на отечественное кино, а сколько на зарубежное?
В процентом соотношении не много, около 10: в среднем за год в Китае в прокат выходит около 50 иностранных фильмов. При этом на зарубежное кино приходится 56,6% всех кассовых сборов, китайское пока собирает всего 43,4%.
Какие процедуры проходит иностранное кино прежде чем попасть в китайский прокат?
Компания-импортер картины первым делом подает заявку в нашу компанию, затем, получив подтверждение местного бюро культуры, отправляет нам фильм на предварительный просмотр. Если вопросов не возникает, фильм допускают к прокату в Китае. Стоимость «предварительного просмотра» – порядка 5000 юаней. Помимо этого, придется заплатить ввозную пошлину в размере 5%.
Что из российского кино стало самым популярным в китайском прокате за последний год?
«Скалолазка» и еще «Мы из будущего». Кассовые сборы второй картины – $1,6 млн. Для сравнения – картина, ставшая безоговорочным лидером проката, – «Аватар», кассовые сборы — $194,4 млн. После «Титаника» «Аватар» – стал самым популярным из зарубежных фильмов в Китае.
Китайский рынок называют самым быстрорастущим в мире. Как вы оцениваете его потенциал?
Потенциал китайского рынка действительно огромен. Количество кинотеатров увеличивается в среднем на 30% в год. В Америке на 1 млн человек – 130 кинотеатров, а в Китае всего 7. У нас сейчас всего 400 3D-кинотеатров по всей стране, а IMAX – лишь 3. По всей стране всего 4500 кинотеатров, понятно, что удовлетворить потребности местных зрителей они не в состоянии, а значит, перспективы роста налицо.
В завершение беседы – вам нравится российское кино?
Все старое советское кино заслуживает самой высокой оценки. «А зори здесь тихие», «Москва слезам не верит» – это кино оставило значительный след в памяти. Неповторимая манера, главное – лиричность, сильные чувства, а не зрелищность и спецэффекты. Замечательно военное кино, например «Сталинградская битва». Точно могу сказать, что целое поколение китайцев выросло на советском кино, также как и современная молодежь растет на американском. Надеюсь, что в будущем мы сможем увидеть больше хороших фильмов в китайском прокате.
Источник: http://www.chinapro.ru