Договор о создании СП с китайской CRCT ОАО «ТрансКонтейнер» подписало в конце прошлого года — значительно позже, чем были созданы совместные предприятия с финскими и немецкими железнодорожниками. Почему это произошло лишь в октябре 2009 г.?
Меморандум о намерениях по созданию совместного предприятия был подписан еще весной 2008 г. Процесс переговоров и подготовка необходимых для создания СП документов (бизнес-плана, учредительных документов и др.) занял более года. Договор о создании СП CRCT и «ТрансКонтейнера» было подписано в октябре 2009 г. Однако операционная деятельность пока не начата. В настоящий момент на стадии проработки находятся производственные вопросы, идет процесс регистрации СП в соответствии с законодательством КНР.
Как будут распределены обязанности сторон в СП?
С нашими китайскими коллегами мы договорились о паритетном участии в управлении компании. Председатель Совета Директоров будет избираться по предложению ОАО «ТрансКонтейнер», а генеральный директор — по предложению CRCT. При этом избрание будет происходить путем голосования. Предусмотрена ротация руководства.
По планам вашей компании, по мере развития СП доля его услуг в общем объеме перевозок контейнерных грузов в железнодорожном сообщении Китай-Россия увеличится с 12,5 % в 2010 г. до 40% к 2015 г. Неплохие показатели! Почему тогда другие российские компании не создали аналогичные СП с китайцами?
Традиционно перевозки из Китая российскими экспедиторами в основном осуществляются по морю, поэтому их взаимодействие выстраивается, как правило, с китайскими компаниями, обеспечивающими морской сервис. Что касается создания совместных предприятий с железнодорожниками КНР, потенциально в них могут быть заинтересованы многие крупные российские железнодорожные операторы. Возможно, «ТрансКонтейнер» стал одним из первых, потому, что компания – лидер в этом сегменте. Мы владеем железнодорожным терминалом в Забайкальске на границе между Китаем и Россией, имеем опыт железнодорожных перевозок из Китая в Россию и обратно, а также возможности для увеличения объема грузопотоков, что в наших общих с CRCT интересах.
Как вы охарактеризуете общую ситуацию на рынке логистики в сообщении Китай — Россия?
Несмотря на глобальный экономический кризис, который с начала 2008 г. оказывал негативное воздействие на состояние всей мировой торговли, логистический рынок в сообщении Китай-Россия оставался ключевым рынком для многих транспортных компаний. В сложное кризисное время именно Китай оставался основным поставщиком товаров народного потребления в Россию, что позволило многим логистическим компаниям сохранить грузопотоки в этом направлении.
На сегодняшний день мы видим некоторое оживление в сообщении Китай-Россия по сравнению с 2008, 2009 гг., что выражается в увеличении объема перевозимых на этом направлении грузов. Если ожидания экспертов оправдаются и в 2010 г. мировая экономика начнет демонстрировать выход их рецессии, мы можем ожидать дальнейшего роста грузопотоков из КНР, в том числе в направлении России, что безусловно окажет положительное влияние и на логистический рынок в целом. Как показывает практика, рост объема перевозок неизбежно влечет за собой рост стоимости транспортных услуг для грузовладельцев. Уже сейчас наблюдается повышение тарифов на перевозку у морских перевозчиков, что делает перевозку грузов железнодорожным транспортом более выгодной для импортеров. Таким образом, в ближайшем будущем Китай будет оставаться наиболее интересным и перспективным направлением для всех участников логистического рынка.
Как кризис отразился на работе вашей компании с Китаем?
Безусловно, мы, как и все без исключения транспортные компании, ощутили на себе влияние мирового кризиса, в том числе и на «китайском направлении». В первую очередь, это выразилось в некотором снижении объемов перевозимых грузов из-за упавшего уровня потребления как в России, так и в Китае. Несмотря на то, что кризис в экономике в основном ассоциируется с негативными последствиями для бизнеса, нам удалось извлечь из него определенную выгоду. Например, нам удалось обратить внимание многих импортеров китайских товаров, которые перевозят грузы в Россию морским транспортом, на возможность доставки грузов по железной дороге в целях сокращения сроков транспортировки и, как следствие, более разумного использовании их оборотных средств. Что касается влияния кризиса на структуру грузопотока, следует отметить, что в целом по рынку наблюдалось снижение перевозок грузов по всем основным группам товаров. Но наиболее сильное влияние кризиса ощутили на себе импортеры китайской автомобильной промышленности.
Насколько выгодно «китайское направление» для вашей компании?
На сегодняшний день Китай является одним из приоритетных направлений для нас. В первую очередь, потому что КНР является одним из основных внешнеторговых партнеров России. Более того, именно там зарождаются основные потоки контейнеризированных грузов, которые следуют в направлении России, стран Средней Азии и Европы. На данный момент мы осуществляем перевозку грузов из Китая в Россию по трем основным маршрутам: по железной дороге через погранпереход Забайкальск-Манчжурия, погранпереход Достык – Алашанькоу, а также из китайских портов Тяньзинь, Далянь, Циндао, Ксинганг, Шанхай и др. через российские порты Дальнего Востока.
Источник: http://www.chinapro.ru