Мировая история – это непрекращающаяся война за ресурсы. Сначала растущие империи воевали из-за нехватки жизненного пространства, присоединяя к своим владениям все новые и новые территории, потом государствам стало не хватать углеводородного сырья и началась череда конфликтов за возможность контролировать источники нефтегазодобычи. Эксперты предрекают, что войны обозримого будущего будут из-за воды, дефицит которой с каждым десятилетием ощущают все больше и больше стран. Стоит ли России и Китаю боятся этого глобального вызова? Если и не войны, то проблем с водоснабжением?
- России – однозначно нет, а вот у Китая определенно будет наблюдаться дефицит водных ресурсов. Поясню. На территории России, находится около 80% мировых запасов пресной воды – как поверхностных, так и подземных источников. У нас есть Байкал – самое крупное хранилище пресной воды на планете. Его запасы оцениваются в 23 000 кубических километров и превышают резервы воды в пяти Великих озерах Северной Америки (Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио) вместе взятых, или вдвое больше, чем в озере Танганьика (крупное озеро в Центральной Африке).
Байкал вместил в себя около 20% мировых запасов пресных озерных вод планеты (исключая ледники, снежники и льды, где вода находится в твердом состоянии).
При этом жителей России сейчас насчитывается всего 2,1% от численности населения планеты.
Что это, если не стратегический шанс нашей страны существенно укрепить свои экономические позиции и международный авторитет?!
У Китая в этом смысле все не так радужно. В пропорции к почти полуторомиллиардному населению Поднебесной китайские запасы водных ресурсов ничтожно малы. По экспертным оценкам, они не превышают 6%. Сами китайцы паникуют: по прогнозам экспертов Министерства водных ресурсов КНР, к 2020 г. потребность в воде в Китае существенно превысит объемы ее запасов.
То есть, Вы считаете, что Россия сможет неплохо заработать на поставках воды в КНР?
- Теоретически может, точнее, у нас для этого есть все предпосылки. Российские водные ресурсы позволяют в перспективе безболезненно для экологии экспортировать 2-2,5 млрд т чистой питьевой воды в виде льда и зарабатывать $16-18 трлн в год.
По нашим оценкам, уже сейчас в России около тридцати заводов по производству питьевой воды могли бы начать экспортные поставки. Из-за кризиса резко упал спрос на питьевую воду на внутреннем рынке, соответственно производители просто сбавили обороты. Если они задействуют все свои производственные мощности, то смогут ежемесячно производить дополнительно еще 5-7 млн двадцатилитровых пластиковых бутылок. Как раз приблизительно такой объем Россия и могла бы продавать за рубеж, в том числе и в Китай.
А почему российские производители не делают этого уже сейчас?
- Я постоянно общаюсь с крупнейшими российскими поставщиками и производителями воды. Они говорят, что в настоящее время не рассматривают возможность экспорта воды в Китай из-за отсутствия в этой стране платежеспособного спроса.
В условиях полного отсутствия соответствующей инфраструктуры для экспорт воды (водопроводов из России в Китай) транспортировать воду придется в бутылках разной емкости. Это делает поставки воды в Китай безумно дорогим удовольствием, а саму воду явно неконкурентоспособной по цене и недоступной для массового китайского потребителя.
Фактически более половины конечной цены экспортируемой в Китай воды составят расходы на доставку, что делает такой бизнес просто нерентабельным. Судите сами, если в России двадцатилитровая пластиковая бутылка с водой стоит около 150 руб. ($5), то с учетом транспортировки в Китай ее цена возрастет до $15-20. По такой цене вода продается в Европе, где по понятным причинам уровень жизни и благосостояния населения на порядок выше, чем в КНР.
Существуют ли еще какие-то дополнительные трудности, мешающие российскому экспорту воды в Китай?
- Степень эффективности стратегии по экспорту воды во многом будет определяться налоговым режимом для ее экспортеров. Есть опасения, что государство обложит экспортеров такими же налогами и пошлинами, как и поставщиков нефти. Доля налогов и экспортных пошлин в конечной цене нефти, поставляемой за рубеж, составляет более 50%. Учитывая высокую стоимость транспортировки, о чем я уже говорил, выгода теряется.
А может ли Россия поставлять в Китай не только питьевую, но и техническую воду (для промышленных нужд)?
Россия может все. Но, повторюсь, пока нет водопроводов и никто не заявляет о готовности вложить миллиарды долларов в их строительство, поставки такой воды в Китай будут золотыми. Стоимость этой воды с учетом необходимости окупать затраты на инфраструктурное строительство будет сопоставима с ценой питьевой. Пока китайцы покупать воду втридорога не готовы. Посмотрим, что будет дальше.
Источник: http://www.chinapro.ru